«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам кубанской культуры»

 

Разработка сценария

 

 

«К А З А Ч Ь И      П О С И Д Е Л К И»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: СИЛЬЧЕВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

 

Данная разработка адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, музыкальным руководителям.

В данной работе мною  поставлена  цель– приобщение дошкольников к своей национальной культуре и создание положительной, устойчивой мотивации. Воспитание у дошкольников любви к родной земле, уважение к традициям своего края и людям труда, воспитание у дошкольников уважительное отношение в общении с близкими и сверстниками, способствовать повышению уверенности в себе, а также развитие познавательного интереса к народному творчеству родного края, к окружающему миру через восприятие музыкального кубанского фольклора.

Хочется надеяться, что данный сценарий поможет воспитателям дошкольных образовательных учреждений  довести до сознания детей главную мысль – приобщение дошкольников к своей национальной культуре.

 

Актуальность разработки:

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Именно в детстве закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны. У него начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя.

Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью.

В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края.

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и являются частью его истории, введение ребёнка в родную культуру, приобщение к тем духовным ценностям, которые и являются человеческим началом, объединяющих всех людей. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно – прикладное искусство должно найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка, именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему.

Задачи разработки:

1.         Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа.

2.         Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.

3.         Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.

4.         Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

5.         Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

6.         Воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;

7.         Формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему родного края

8.         Развитие бережного отношения к своему городу (достопримечательности, культура, природа);

Цель разработки:дать детям основные знания об истории своего родного края; формирование у младших школьников черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование; формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему  родного края, родной деревни, своего народа;

Теоретическая и практическая значимостьданной разработки заключается в том, что она способствует развитию и укреплению у детей чувства любви к родному краю. Через знания по истории и культуре родного края формируется нравственная личность гражданина и патриота своей родины, которая  включает в себя разные формы работы как с детьми и их родителями, так и с педагогами. Это позволяет осуществлять процесс воспитания целенаправленно

 

 

Перспектива: история развития Кубани, праздники, особенности языковой культуры является важным средством реализации регионального компонента, который направлен на формирование у младших школьников представлений об окружающем мире, истории его возникновения, обрядах, обычаях, народных традициях.

 

Дошкольное детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. Этот период ребенка во многом зависит от взрослых, как воспитателя, так и родителей воспитывающих их. Прекрасно, если взрослые наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогащают среду, в которой он растет, закладывают предпосылки высоких человеческих начал. Еще К.Д.Ушинский писал: «Народ без народности – тело без души». К сожалению, в последние годы приоритетом становятся материальные ценности, а духовность и нравственность уходят на второй план. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и национальной культуры. Но в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению детей дошкольного возраста к культуре русского народа. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Таким образом, формирования у дошкольников любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру его культуры. А что может духовно обогатить среду ребенка? Это фольклор, особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков фольклор любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает с дошкольником эмоциональный контакт и эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание дошкольника, доставляют ему радость и в то же время оказывают свое воспитательное воздействие.

Большая Родина всегда начинается с малой – место, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, леса и речки, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край или город имеет свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – северный фольклор.

Кубанский фольклор – это особая область народного творчества. Он несет в себе многогранный и в тоже время цельный и неповторимый характер казаков. Мужественный, сильный, суровый – по былинам; хитроватый и озорной – по бытовым сказкам и играм; веселый, задорный, неунывающий – по плясовым и шуточным песням; мудрый, наблюдательный – по пословицам. Кубанский фольклор может быть понят только в живом бытовании в соответствии с крестьянским обиходом и природой. Значит, необходимо создать особую атмосферу деятельности дошкольников или совместной деятельности дошкольников и взрослых, приближенную к реальной. По возможности создать среду, в которой дошкольник почувствовал бы себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности. Мы стремимся обогатить душу ребенка и укрепить физическое здоровье с помощью народного творчества и обычаями родного края.

 

Сценарий

«К А З А Ч Ь И      П О С И Д Е Л К И»

 

Цель:Развивать у детей познавательный интерес к обычаям и творчеству народной культуры, создать условия для этически ценных форм общения с близкими людьми, осознания уникальности черт и качеств ребенка.

 

На сцену выходит чтец и читает стихотворение:

Казачий край! Во тьму веков

Смотрю я, твой потомок дальний.

Я вижу славу казаков,

Казачек слышу плач печальный…

Святую память славы той

От молодого поколенья

Давно уж кроет пеленой

Туман холодного забвенья…

Да будут славны в наши дни,

Кто возвращает память краю.

Я перед ними до земли

В поклоне голову склоняю.

Второй чтец читает другое стихотворение:

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним казачьи обычаи,

Вспомним нашу старину!

Выходит ведущая в казачьем костюме.

Ведущая.День добрый, честной народ! Позади трудовой день: и сено скосили, и стога сметали. И по ягоды да по грибы в лес ходили, и рыбы успели наловить. Кончил дело – гуляй смело! И когда солнышко клонится к закату, приходят за околицу красны девицы и добры молодцы хороводы поводить, частушки да песни попеть, себя показать да на других посмотреть, семечки пощелкать да добрым словом перемолвится.

ХОЗЯЙКА.Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

ХОЗЯИН.Веселья вам да радости!

ХОЗЯЙКА.Давно мы вас ждем - пожидаем, праздник без вас не начинаем!

ХОЗЯИН.У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

ХОЗЯЙКА.Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому-сказку, кому-правду, кому-песенку.

Сцену постепенно заполняют все участники посиделок- парами  или по трое подходят к хозяевам, кланяются и занимают места на скамейках.

Звучит казачья песня

«Как за Доном казаки гуляют».

                             1

Как за Доном казаки гуляли,

Как за Доном казаки гуляли.

Стояла, думала девчоночка молода,

Стояла, думала девчоночка молода,

Девчоночка молода.

                             2

Один казак не пьет, не гуляет.

Один казак не пьет, не гуляет.

Стояла, думала девчоночка молода,

Стояла, думала девчоночка молода,

Девчоночка молода.

                             3

Он невесту себе выбирает.

Он невесту себе выбирает.

Стояла, думала девчоночка молода,

Стояла, думала девчоночка молода,

Девчоночка молода.

                             4

Ты, казачка, стань моей женою.

Ты, казачка, стань моей женою.

Стояла, думала девчоночка молода,

Стояла, думала девчоночка молода,

Девчоночка молода.

                            5

Эх, сад-виноград, зеленая роща,

Так кто ж виноват: жена или теща?

Теща виноватая.

                           6

 (Повторяется первый куплет.)

                           7

Три деревни, два села.

Девчоночка весела.

Девчоночка весела.

2-я ВЕДУЩАЯ.

Пошла Дуня из вор

Во зеленый огород.

Сорвала Дуня лопушок,

Да под самый корешок.

Сшила Дуня сарафан

И наряден, и неткан.

Положила в уголок

В берестяный коробок.

Откуда взялся таракан?

Поел Дунин сарафан.

По ходу стихотворения Дуня импровизирует-заглядывает в короб,

достает большого бутафорского таракана, пугается, бросает его,

плачет…

1-я ВЕДУЩАЯ. (Успокаивает Дуню.)

Разойдись, честной народ,

Не пыли, дорожка!

Добры молодцы идут

Погулять немножко.

Исполняется песня «Как донские казаки Дону верно служат…»

Как донские казаки они верно служат,

По границам разъезжают,

Ни о чем не тужат.

Есть вино, пьем яё,

Нет вина – пьем воду,

Ни за что не променяем

Казачию моду.

Сидит девка в терему,

Рученьки поджавши,

Перед ней стоит казак,

Фуражечку снявши.

Казак усы покрутил,

Коня назад осадил.

Яму девка говорит,

Не велит в корчму ходить:

«Ты в корчомочку пойдешь,

Там все денюжки пропьешь.

Отец-мать будут встречать,

Чё ж ты будешь отвечать?»

Мы напьемся попьяней

И ответим посмелей:

«Есть вино, пьем яё,

Нет вина, пьем воду.

Ни за что не променяем

Казачию моду».

2-я ВЕДУЩАЯ.Пропели добры молодцы лихую казачью песню. По традиции того давнего времени выходят красны девицы с ответной песней.

Исполняется песня девушками «В саду при долине…».

В саду при долине я розу рвала,

Рвала и бросала под те ворота.

Рвала и бросала под те ворота,

Не смейся, казаче, что я сирота.

Не смейся, казаче, что я сирота.

Пришел бы ты сватать, а я б не пошла.

Придешь ко мне сватать, а я не пойду.

Объеду Россию, я краше найду.

Объехал Россию и все города,

Но не нашел краше, чем ты, сирота.

Вернулся казаче под те ворота,

Выходит дивчина заплаканная.

И вышла дивчина заплаканная,

По личику видно – засватанная.

В  саду при долине я розу рвала…

1-я ВЕДУЩАЯ.На казачьих посиделках не только песни пели, но и водили хороводы. Добры молодцы приглядывались к девушкам, невест себе выбирали.

ДЕВОЧКИ. Ау! Ау! Аукаем!

По лесу проаукаем,

     К березке подойдем,

Хоровод свой заведем!

Исполняется хоровод под песню «В хороводе были мы».

2-я ВЕДУЩАЯ.Есть таланты на Дону,

                            Говорю уверенно!

                            Раз народ еще поет-

                            Знать- не все потеряно.

Исполняется казачья песня «При лужке…»

Ох, при лужку, при лужке,

При широком поле,

При знакомом табуне

Конь гулял на воле.

  Ты гуляй, гуляй, мой конь,

  Пока не споймаю,

  Как споймаю, да зануздаю

  Шелковой уздою.

Как поймал казак коня,

Зануздал уздою,

Вдарил шпорами под бока,

Конь летит стрелою.

  Ты лети, лети, мой конь,

  Лети, не споткнися,

  Возле милкиного двора

  Встань, остановися.

Конь остановился,

Вдарил копытами,

Чтобы вышла моя милка

С черными бровями.

  Но не вышла моя милка,

  Вышла ее матерь.

  «Здравствуй, здравствуй, милый зять,

  Пожалуйте в хату».

А я в хату не пойду,

Пойду во светлицу,

Разбужу я крепким сном

Спящую девицу.

  А девица не спала,

  Парня поджидала.

  Правой ручкой обняла,

  Крепко целовала.

А на утро все село,

Все село узнало,

Как казачка да казака

Крепко целовала.

1-я ВЕДУЩАЯ.Эх, широка казачья душа!

                            И где бы ни были в глуши,

                            В руки брали просто ложки

                            И играйте от души!

     Выступает ансамбль ложкарей под мелодию песни «Варенька»

или «Плетень».

ДЕВОЧКАТара-ра, тара-ра,

                     Идут парни со двора,

                     Песни петь да плясать,

                     Всех вокруг забавлять!

Исполняется песня «Всем, всем казак был доволен…»

Всем, всем казак был доволен,

Никакой нужды не знал.

А теперь я испытал,

В Севастополе бывал.

В чистом поле страх и горе

Каждый день и каждый час.

День мы мокнем и дрожим,

Целу ноченьку не спим.

Сам холодный, конь голодный,

Негде голову склонить.

Море Черное шумит,

В кораблях огонь горит,

А мы тушим, турок душим,

Слава донским казакам.

Слава русская большая,

Мы гордимся ей всегда.

Конь мой верный подо мною,

Пика-слава казака.

Шашка- верная подруга

И винтовка на врага.

2-я ВЕДУЩАЯ.На Дону всегда любили плясать. В лихой пляске раскрывается душа казачества.

Обойди хоть всю планету,

Лучше казачьей пляски нету.

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь!

Исполняется пляска под песню «Распрягайте, хлопцы, коней…».

2-я ВЕДУЩАЯ.Ну-ка, сядем-ка рядком,

                            Да поговорим ладком!

Звучат потешки.

-Федул, чего губы надул?

-Кафтан прожег.

-Зашить можно?

-Да иглы нет.

-А велика ли дыра?

-Один ворот остался.

-Фома, что из леса нейдешь?

-Медведя поймал.

-Так веди сюда.

-Да он нейдет.

-Так сам иди.

-Да он не пускает!

-Иван, у тебя в избе тепло?

-Тепло! В шубе на печи согреться можно.

Патрикей. Эй, Макей, ты что сегодня делал?

Макей.Рукавицы искал.

Патрикей.Нашел?

Макей.Нашел!

Патрикей.Где же они были?

Макей.Да за поясом. А ты куда шагаешь?

Патрикей.За семь верст!

Макей.Киселя хлебать?

Патрикей. Нет, комара искать!

Макей.Это которого же комара-то?

Патрикей.Да того, который за нос меня укусит хочет!

Макей.Да он же при тебе!

Патрикей.Где это при мне?

Макей.Да на носу у тебя!  (Хлопает его по носу.)

Матюха.Тюха, есть хочешь?

Тюха.Нет. Я перекусил.

Матюха.А что перекусил?

Тюха. Да съел краюшку хлеба.

Матюха.А ты бы ее в горшок со сметаной мочил.

Тюха.Да она в горшок не влезла.

 Выходит бабка.

-Сынок, сходи на речку за водицей.

-Брюхо болит.

-Сынок, иди кашу есть.

-Ну. Раз мать велит, надо идти.

1-я ВЕДУЩАЯ. Эх, хороши потешки складом,

                            Ну, а песни наши – ладом!

 Исполняется песня «Верила, верю…».

Домик стоит над рекою,

Пристань у самой реки.

Парень девчонку целует,

Просит он правой руки.

         Припев: Верила, верила, верю,

                        Верила, верила я,

                        Но никогда не поверю,

                        Что ты разлюбишь меня.

Белая роза – свиданья,

Алая роза любви,

Желтая роза разлуки,

Я умираю с тоски.

              Припев.

Белую розу срываю,

Алую розу дарю,

Желтую розу разлуки

Я под ногами топчу.

               Припев.

Любишь – не любишь, не надо,

Ты ведь еще молода.

Время настанет – полюбишь,

Но будет уж поздно тогда.

               Припев.

Годы прошли молодые,

Морщины покрыли лицо,

Волосы стали седые –

Теперь уж не нужен никто.

                Припев.

     Входит поводырь с медведем.

Поводырь.Расступись, народ честной!

                   Идет медведюшка со мной!

                                   Медведь кланяется.

Поводырь.Много знает он потех,

                   Будет шутка, будет смех!

2-я ведущая.Медведюшка, ты петь умеешь?

         Медведь утвердительно кивает головой. Поводырь         подаетмедведюгармошку, просит спеть да погромче. Медведь

          берет гармонь, начинает играть. Поет беззвучно, широко

раскрывая рот.

Поводырь.Больно тихо ты поешь. (К зрителям.) А вам слышно? (Нет!) Попросите медведюшку, пусть громче споет!

      Все участники посиделок просят медведя петь погромче. Медведь     

     начинает громко реветь. Поводырь отступает назад, закрыв руками  уши. Медведь продолжает играть, приближаясь к испуганному поводырю,       который отмахивается от него руками. Поводырь забирает гармонь. Медведь кланяется.

Поводырь.А теперь покажи-ка нам, Мишенька, как красные девицы румянятся, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются!

Медведь садится на пол, смотрится, прихорашивается.

Поводырь.А как, Миша, малые дети любят горох воровать?

Медведь ползет в сторону, плюхается.

Поводырь.А как бабушка блины печь собралась, только руки обожгла?

Медведь делает, ревет.

Поводырь.А как бабы на барскую работу не спеша бредут?

Медведь еле передвигается.

Поводырь.А как с работы домой бегут?

Медведь бежит быстро.

Поводырь.Покажи всем, как Дуняша в круг заходит, лихо пляшет!

Медведь надевает косынку на голову и берется за ее концы.

 Пляшет под музыку. С окончанием музыки садится на пол.

Поводырь.Уж Мишутка утомился! (Медведь встает.) И народу поклонился!

(Медведь кланяется. Поводырь уводит медведя.)

1-я Ведущая.Сколько раз я зарекалась

                       Под гармошку песни петь.

                       Как гармошка заиграет,

                       Не могу я усидеть!

Девочка.Станем, девицы, рядком,

                Да частушки пропоем.

Мальчик.Да и мы, пожалуй, встанем,

                 От подружек не отстанем.

2-я Ведущая.Какие же посиделки без частушек и без семечек?!

           Семечки на подносе разносят по залу, угощают зрителей.

           Звучат частушки.

Все.Мы частушек много знаем,

        И хороших, и плохих.

        Хорошо тому послушать,

        Кто не знает никаких.

   Ох, ты матушка Россия,

   До чего же хороша!

   Хоть и плохо мы живем,

   Зато пляшем и поем.

         Пропоем мы вам частушки,

         Замечательны таки,

         Что пойдут плясать старушки,

         Затанцуют старики!

Группа мальчиков в платках поют частушки:

    Ой, бяда, бяда-

    В огороде лебяда,

    Черемушка белая,

   Что любовь наделала?

Ходит милый по деревне,

Ходит, улыбается,

Оказалось, зубы вставил,

Рот не закрывается.

    Моя милая красива,

    За рекой она жила,

    Захотела повидаться,

    В решете переплыла.

Раньше были русы косы

У моей у милочки,

А теперь по новой моде

Стриженый затылочек.

    Ой, бяда, бяда,

    В огороде лебяда,

    Черемушка белая,

    Что любовь наделала?

Мальчик. Девочки-беляночки,

                 Где вы набелилися?

Девочка.Мы вчера коров доили,

                Молоком умылися.

Мальчик.Вы послушайте, девчата,

                 Нескладушку будем петь.

                 На дубу свинья пасется,

                 В бане парится медведь.

Мальчик. На горе стоит телега,

                 Слезы капают с дуги.

                 Под горой стоит корова,

                 Надевает сапоги!

Девочка.Ты куда, Ванюша, едешь?

                Ведь телега без колес!

                А Ванюша отвечает…

Мальчик.Заготавливать овес.

Все.Ох, довольно, мы напелись,

        Дайте смену новую!

        Ой, спасибо гармонисту

        За игру веселую!

Девочка.Уж я топну ногой,

                Да притопну другой.

                Выходи ко мне, Ванюша,

                 Попляши-ка ты со мной!

Мальчик.Ставлю ногу на носок,

                 А потом на пятку.

                 Стану русскую плясать,

                 А потом вприсядку!

Исполняется танец под мелодию песни «Пчелочка златая».

1-я Ведущая.Люди добрые! Не вспомнить ли нам песни старожилов?!

Звучит песня «Как за Доном, за рекой…».

Как за Доном, за рекой,

Под зеленым дубом

Расставалася казачка

С парнем черночубым.

Расставалася казачка

В поле у Ростова,

Обнимала на ветру

Казака лихого.

Говорил казак казачке,

На коня взлетая:

«Ты не плачь, не плачь по мне,

Моя дорогая!»

Он сказал и поскакал

По степной дороге.

До свиданья, милый Дон,

Тихий Дон широкий.

2-я Ведущая.Ночь пришла, темноту привела.

                       Замолчал петушок, затрещал сверчок.

                       Вышла маменька, закрыла ставеньки.

                       Все ребята спят-поспят,

                       Всему миру спать велят.

1-я Ведущая.Мы гордимся стариною,

                      Стала нам она родною.

                      Вечно радуют кого-то

                      Наших прадедов работы.

2-я Ведущая.Завязка, Завязка-края дорогие,

                       Здесь казаки испокон века живут,

                       Они прославляют просторы родные,

                       Раздольные песни поют.

Исполняется песня о Завязке.

Меж зеленых холмов тихо речка бежит.

У ее берегов деревенька стоит,

И с рекою она носит имя одно,

Это имя навеки мне в душу вошло.

Утопая в садах, что цветут по весне,

Деревенька моя, ты красивее всех.

А весной соловьи ночью спать не дают,

О любви соловьи нам с тобою поют.

Может, есть на земле золотые края,

Только сердцу милей ты, Завязка моя.

Здесь поют соловьи над весенней рекой,

Здесь отчизна моя - сердцу край дорогой.

По окончании песни участники посиделок, махая руками, покидают сцену.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

1.     Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая школа, 1997. Слепцов М.Ф. И снова вечер, и снова вместе… Смоленский областной институт усовершенствования учителей. Смоленск.,1997. – 184с.

2.     Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы. Игры, обряды. – М.: Школа – Пресс, 1998. – 144с.(“Воспитание школьников”. Библиотека журнала. Вып.1)

3.     Короб чудес, детские деревенские посиделки и другие школьные внеклассные мероприятия. Чебоксары: КЛИО,1997. – 98с.

4.     Горбунова Г.Н. “В начале жизни школу помню я” Сценарии. “Издат – школа” “РАЙЛ” М.,1997. – 96с.

5.     Хрестоматия по истории донского казачества. Составитель Астапенко. Р-н-Д: издательство Ростовского университета, 1994

6.     И.Г. Богаченко. А.М. Рябченко. Дон – наш дом. Сборник сценарных разработок в помощь классным руководителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования. Выпуск II.-  Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО. 2006

      7. Г. Астапенко. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков…                       Батайск: Батайское книжное издательство, 2002

8. Лингвистическое краеведение. Методическое пособие под ред. Т.И.     Павловой. Р-н-Д: Издательство РО ИПК и ПРО

9.Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании       дошкольников. – М.: А.П.О., 1995. – 72 с. 

10.Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб: «Детство –           Пресс», 2001.

11.Князева О.А., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа – СПб: Акцидент, 1997. – 158 с.

12.Программы дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2000.– 48с.


Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/02/08/stsenariy-kazachi-posidelki


Закрыть ... [X]

Сценарий праздника для мам и бабушек на 8 марта Тосты со свадьбой со смыслом

Сценарии посиделок для бабушек Сценарий Посиделки у самовара ко Дню Мудрости
Сценарии посиделок для бабушек Бабушкины посиделки У самовара - я и мои внуки
Сценарии посиделок для бабушек Методическая разработка по теме: сценарий
Сценарии посиделок для бабушек Сценарий к Дню пожилого человека
Сценарии посиделок для бабушек Посиделки рукодельниц
2017: план-календарь выставок на ВВЦ-ВДНХ T День рыбака - 9 июля. История и особенности Если бы мой кот подарил мне открытку Какие смешные задания, желания загадать друзьям? Конкурс стихов на белорусском языке в честь 23-летия Партии